Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает речь со своей точки зрения, решая свойственные ей задачи, описывая речевые нарушения собственным языком. Логопеды медицинских и педагогических учреждений при описании одного и того же речевого недостатка используют разные термины.Специалисты легко понимают друг друга. Но родители часто бывают в растерянности, сталкиваясь с разными речевыми диагнозами своего ребенка.
Существуют две основные классификации речевых нарушений, которые встречаются в логопедической практике:
– клинико-педагогическая,
– психолого-педагогическая.
Они не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая речевые проблемы с разных точек зрения.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, раскрывает механизмы речевых нарушений, описывает формы и виды речевых расстройств. Основные виды нарушений речи, выделяемых данной классификацией:
Дислалия.
Ринолалия.
Дизартрия.
Алалия.
Задержка речевого развития (ЗРР).
Заикание.
Дисграфия и дислексия.
Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений была разработана Р.Е.Левиной в 50-60-х годах 20 века, когда возникла необходимость в организации групповых форм логопедической работы. Принципы, положенные в ее основу, удобны при комплектовании речевых групп в детских садах, отборе детей в специальные учреждения. В этой классификации основное внимание уделяется общим проявлениям речевого дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, что существенно для разработки методов логопедического воздействия при работе с группой детей. Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.
Первая группа – нарушение средств общения. В ней выделяют:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).
Общее недоразвитие речи (ОНР) .
Вторая группа – нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое в рамках этого подхода рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).